ТРЕНЕРЫ И РОДИТЕЛИ

Тезисы к  очередному родительскому собранию

Не секрет, что успешная спортивная карьера базируется на продуктивном сотрудничестве спортсмена, его тренера, его родителей и спортивных организаций.

Не вдаваясь глубоко в психологию и педагогику, попытаемся осветить некоторые актуальные моменты отношений между детскими тренерами и родителями их воспитанников (как они видятся тренеру). 

Прежде всего, надо назвать основные цели тренеров и родителей, связанные с занятиями детей ориентированием. Родители ждут от занятий детей оздоровительного эффекта, полезного заполнения свободного времени в хорошей компании; многих родителей привлекает возможность в выходные и каникулы отдохнуть от своих чад.  Как правило, спортивные достижения не сильно волнуют мам и пап. Тренерам же важнее всего именно достижение спортивных результатов, естественно, при сохранении и улучшении здоровья, как основы для дальнейшего увеличения нагрузок; во вторую очередь, тренерам нужен трудоспособный, управляемый, позитивный коллектив учеников.

Очень важным для рассмотрения, отношений тренер - родители, представляются такие особенности ориентирования, как противоречие между сугубо индивидуальными действиями спортсмена на дистанции и необходимостью коллективных действий вне леса – в  ходе выездов и тренировок, особенно при проведении сборов и соревнований в полевых условиях. Другой важной деталью является необходимость проведения огромного числа выездов на тренировки, сборы и соревнования, где спортсменам и тренерам приходится не только тренироваться, но и просто вместе проводить время и вести быт.

И наконец, необходимо пару слов сказать о современном семейном укладе. Сейчас, в основном, нет войн, репрессий,  продуктовых карточек; очень многим доступны личные автомобили, заграницы, неограниченные возможности развлечений. В этой, безусловно, положительной в целом, ситуации есть и отрицательные стороны – отсутствие навыков самообслуживания, ответственности, привычки к долгому труду. Как у детей, так и у родителей появилась и некоторая расслабленность перед  силами природы, с которыми постоянно приходится сталкиваться ориентировщику.

С какими же конкретно неувязками встречаются детские тренеры?

1. Во-первых, приходят на ум родительские «подарки», случающиеся с завидной регулярностью.  Самый безобидный из них – отправка  на выезд без предупреждения тренера о непереносимости   ребенком транспорта. В лучшем случае проблема касается автомобильного транспорта, но нередки и нюансы в автобусах, самолетах и даже поездах. Нечего и говорить, что наличие такого ребенка сильно затрудняет переезды и жизнь группы, хотя методы борьбы с тошнотой известны. Другим распространенным типом «подарка» является опять-таки выезд на сборы ребенка, страдающего ночным недержанием. Не предупрежденные тренеры и вожатые (если речь идет о лагере) тратят время и огромные педагогические усилия на примирение  детей, не желающих жить в одной комнате (палатке) с  писуном. Остаток времени уходит на стирку постельного и нижнего белья. Случаются «подарки» и посерьезней. Как-то раз, давно, со мной в лес поехала десятилетняя девочка, как позднее выяснилось, страдающая астмой, вызываемой майонезом. Поевши на праздник салатика, девочка стала на глазах распухать, а на вопрос: что с ней делать, был получен ответ: «Я теряю сознание, и меня увозят в больницу».  Впрочем, в тот раз всё закончилось благополучно.

Это к тому, что подразумеваемая общая заинтересованность тренеров и родителей в здоровье  детей не всегда гарантирует устраивающий стороны результат. Необходимо взаимное доверие, ведь тренер во время выездов отвечает за жизнь и здоровье юных спортсменов и должен принимать взвешенные решения в случаях угрозы, а для этого кроме квалификации и опыта ему нужна и достоверная своевременная информация.

2. В мае 2014 года в Ленинградской области произошел трагический случай, вызвавший множество обсуждений, советов, анализа потребительских свойств различных гаджетов, призванных помочь отысканию потерявшихся.  Но, к сожалению, этот случай не побудил некоторых родителей по-настоящему серьезно отнестись к занятиям ориентированием своих детей.  Так, для примера, уже в июне на выезде группы нашей спортшколы в лагерь примерно у четверти (из тридцати юных спортсменов) не оказалось ни часов, ни компасов (не буду себя утруждать объяснением необходимости этих нехитрых устройств для обеспечения безопасности проведения занятий в лесу).  При том, что тема часов и компасов звучит на родительских собраниях дважды в год. Так что вряд ли GPS ы и ГЛОНАССы улучшат ситуацию.

3.  Неприспособленность к самообслуживанию. Вспоминаются легенды о вылитом курином бульоне, как лишней части при готовке вареной курицы. Но наиболее освежил тему случай всё в том же июньском лагере, когда ребенок одиннадцати лет неделю не ходил в душ только потому, что не знал как им пользоваться.  Как правило, именно тренерам приходится прививать начальные навыки по стирке и сушке беговой формы, приведению в порядок шиповок.

Другой аспект этой темы - поддержание чистоты в местах проживания и транспорте. Тренеры имеют привычку требовать минимальной чистоты в номерах, классах, палатках, на сиденьях и вокруг них в транспорте, прочих помещениях, где приходится находиться на выездах. Порядок и чистота нужны, в частности, для полноценного отдыха. Тренерский усилия малоэффективны – по-прежнему, носильные вещи лежат ровным слоем везде, а обертки от конфет и печенья – преимущественно под кроватью. Эта борьба за санитарное состояние нескончаема, но, надо отметить, что не всегда родители поддерживают тренеров в этих битвах с мельницами. Широкое хождение имеет такая родительская риторика:  посмотрите вокруг, даже в Петербурге, - грязь, помойки и разруха, урн нет - это привычная среда, так зачем от детей требовать чего - то другого?

4. Для тренера его воспитанники и их тренировки, соревнования  - большая, серьезная и важная часть их жизни. Такое же  отношение к лесному спорту тренеры пытаются привить и развить у своих воспитанников. Им хочется, чтобы дети ощущали  ответственность за личный результат, за результат команды, и, особенно, эстафетной. Для родителей же сплошь и рядом важнее участия в Чемпионате города посадки картофеля на даче, день рождения бабушки, покупка нового платья. Потом не приходится удивляться, когда юный ориентировщик может предпочесть соревнованиям прогулку с друзьями или катание на велосипеде.

 Кроме того, есть соревнования и соревнования – и спортсмены и родители должны понимать разницу между «хлебными» стартами, играющими важную роль для спортшколы, клуба, города, страны, и, наконец, тренерской зарплаты,  и прочими -   коммерческими, тренировочными, многодневными.

Очень важно понимать, что только регулярные тренировки на протяжении многих лет приводят к серьезным спортивным результатам,  и только так достигаются положительные сдвиги в здоровье ребенка.  Недопустимо применять как наказание пропуск тренировок.

Хотя, конечно, нужно оговориться - заинтересованности, мотивированности следует ждать от 15-16-тилетних спортсменов: более юные могут увлечься другими видами активности вне ориентирования, и это нормально.

5. Деньги и документы. Каждый выезд требует тщательной подготовки со стороны тренера и администрации - необходимо заблаговременно найти, заказать и оплатить транспорт, проживание, питание, заявку. Тренерам, работающим в спортшколах, сообразно требованиям времени,  надлежит оформить массу разнообразных документов - командировок, маршрутных листов, путёвок, договоров, справок, страховок, виз, согласий и т.п., часть из которых должна предоставляться родителями.  К сожалению, многие считают, что для поездки ребенку просто надо в нужный момент прийти на вокзал, а уж там тренер сам разберется и всё чудесным образом образуется.

6. Занятия ориентированием требуют концентрации внимания, а с этим, по нашим наблюдениям, возникают значительные проблемы из-за увлеченности разными компьютерными играми и постоянным слушанием наушников. В какой-то мере эти игрушки помогают тренеру заполнять детский досуг на сборах, но чрезмерное увлечение нажатием кнопочек, особенно вместо сна, приводит к совершенно несуразным ошибкам на дистанциях. Тренерам приходится временно реквизировать дорогостоящие родительские презенты-гаджеты-игрушки для организации полноценного детского отдыха и сосредоточения на тренировочном процессе.

7. Ожидание воспитательного эффекта.  Как мне объяснили сами опытные родители ориентировщиков, воспитание ребёнка есть необязательный побочный продукт тренировочного процесса. Возможно, многолетние занятия ориентированием и улучшат воспитанность ребенка, а возможно и нет! Увы, приходится признать, что и среди спортсменов с многолетним опытом остаётся немало плохо воспитанных людей. А хорошее воспитание же очень помогает и в контактах с членами команды, и с разными тренерами, и с функционерами, и с соперниками.

  При этом необходимо заметить, что качества, уже имеющиеся или приобретённые в жизни, проявляются и в спорте, и наоборот. Грубо говоря, если ребенок не привык регулярно мыть руки перед едой, то и приучить его постоянно ориентировать карту будет непросто.

8. Жизнь в коллективе. Лишь один свежий пример: для детей, совершающих длительный автомобильный переезд, был куплен пятикилограммовый ящик клубники.  Каждый брал по горсти и ел, потом брал следующую, а одна девочка тщательно выбирала из ящика по одной, самой крупной ягоде, и съедала. На замечания тренеров, о том, что она тут не одна, не реагировала, а после отстранения от ящика разрыдалась…

 

Будем надеяться, что данные заметки, не претендующие на полный охват проблемы, всё-таки  облегчат взаимопонимание между тренерами и родителями, что, в свою очередь, послужит процветанию спортивного ориентирования.

  4 сентября   2014 г.                            К.В.Волков         Санкт-Петербург